ФЛАЭРТИАНА
В ГОРОДЕ
«ФЛАЭРТИАНА В ГОРОДЕ» – ЭТО ПОКАЗЫ САМЫХ ЗРИТЕЛЬСКИХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ НА ДРУЖЕСТВЕННЫХ ПЛОЩАДКАХ. ОДИССЕЯ МОРСКИХ ОХОТНИКОВ ЧУКОТКИ В МУЗЕЕ ПЕРМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ, УМОПОМРАЧИТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ НОРВЕЖСКОЙ ПЕВИЦЫ В БАРЕ «СОВЕСТЬ», ОЗВУЧЕННЫЙ ИГГИ ПОПОМ ФИЛОСОФСКИЙ ДОК В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА PERMM, ЧЕРНО-БЕЛАЯ ЛЕНТА «НАНУК С СЕВЕРА» В СОПРОВОЖДЕНИИ ЖИВОЙ МУЗЫКИ ИЛИ НОВЫЙ ФИЛЬМ БОРИСА КАРАДЖЕВА В ЧАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ «ТРИУМФ».
ВЫБЕРИ СВОЕ ГОРОДСКОЕ СОБЫТИЕ!
ПОКАЗЫ В ПЕРМИ С 3 ПО 6 ИЮНЯ
«Нанук с севера»
3 июня, 19:00, Частная филармония «Триумф»
Открытие программы «Флаэртиана в городе» и конференции «Прокат документального кино в России: настоящее и будущее» пройдут в частной филармонии «Триумф». Именно в этом здании в 1911 году был открыт первый в городе кинотеатр, на десять лет позже на другом континенте состоялась премьера «Нанука с Севера». Спустя сто лет мы приглашаем зрителей на уникальное мероприятие: живая музыка, созданная специально для самого знаменитого фильма Роберта Флаэрти, – современное звучание в традициях показов немого кино.
«Выход «Нанука» для всего мира стал собы­тием — на волне популярности фильма даже мороженое на палочке стали называть «эскимо» (то есть «эски­мос»). Уже тогда было очевидно, что речь идет о какой-то иной разно­вид­ности кино, которое впослед­ствии и стали считать документальным. Хронику и доку­ментальные по сути фильмы снимали и раньше, но никто не мог предполагать, что из «сырой» реальности можно создать художе­ствен­ное произведе­ние, а не просто зафиксировать происхо­дящее на пленку. Флаэрти в духе романтиз­ма Джека Лондона воспевает здесь силу, отвагу и упорство Человека, обуздав­шего Природу и превратив­шего ее из врага в союзника.

Методологически «Нанук» содержит в себе чуть ли не все возможные проти­воречия документального киноискусства. Скажем, Флаэрти вовсе не снимал быт эскимосов таким, какой он есть, потому что к тому времени он во многом соответ­ствовал ХХ веку (эскимосы жили уже не в иглу, а в домах; знали, что такое кино или, например, граммофон). Режиссер предложил своего рода игру: специально для фильма Нанук должен был жить так, как жили его отцы и деды, подобно первобытным людям. Флаэрти, который до того много лет провел рядом с эскимо­сами, разрабо­тал план, и в соответ­ствии с этим слегка намеченным сюжетом Нанук должен был дубль за дублем метать гарпуны или вытесывать из снега кирпичи для иглу. Рядом распола­галась изба-лаборатория, где Флаэрти проявлял, печатал, монтиро­вал фраг­менты и перио­дически устраивал для Нанука и его семьи киносеансы, чтобы показать, что уже снято, и рассказать, как наиболее выгодно быть в кадре. Другими мето­дами снять фильм, вероятно, не получи­лось бы. Например, света и места в малень­ком иглу не хватало, чтобы уместиться там с камерой и сво­бодно сни­мать, поэтому Нанук построил иглу в два раза больше обычного, а потом разо­брал одну стену, и кадр, где его семья просы­па­­ется, сделан на лютом морозе, но зритель об этом не знает.

И все же это именно докумен­тальное кино: «правду жизни» обеспечило то, что зима действительно заставляла героя и его семью всерьез бороть­ся за суще­ствование, а однажды Нанук с Флаэрти едва не замерз­ли насмерть. Постановка, игра непрофессио­наль­­ных актеров (был даже кас­тинг), камера, перед которой все разыгрыва­ется, — и при этом метод длительного наблю­дения и интуи­ция художника, который добивается на экране абсолют­ной естествен­ности для героев придуманной им поэмы о вечном подвиге. Исследователи до сих пор бьются над парадоксами этого первого докумен­тального фильма»

Полный текст читайте на arzamas.academy

Сергей Сычев, кинокритик
«из жизни памятников»
4 июня, 18:30, Частная филармония «Триумф»
5 июня, 18:00, киноцентр «Премьер»
За годы социализма Москва превратилась в своеобразный музей – этакую глиптотеку (т. е. собрание скульптур) советского периода. Но городские памятники – это не просто музейные экспонаты, они «живут» среди нас на улицах и площадях, их судьбы тесно сплетены с судьбами города и его жителей, с событиями, происходящими у их пьедесталов. В этом фильме мы поразмышляем о судьбе советского монументального наследия, о его месте в нашем культурном сознании и в пространстве современного города.
«У меня есть целая серия фильмов, которые посвящены знаковым явлениям в нашей культуре и в общественной жизни, свидетелем которых я был сам. Например, мой недавний фильм «Еда по-советски», новая картина «Из жизни памятников», сейчас в работе еще одна лента из этого ряда – о советской клоунаде. Есть уже и замыслы будущих проектов, так что, надеюсь, продолжение последует. Во всех этих фильмах я обращаюсь к феноменам, через которые наиболее наглядно и ощутимо проявляется время, проявляются какие-то сущностные черты нашей истории и нашего бытия...

Мне кажется, скульптурные памятники – одно из таких явлений. Тем более что эта история очень актуальна для России сейчас, потому что у нас все время с памятниками что-то происходит. Как известно, это не просто какие-то куски камня и металла, а часть нашей среды обитания. Мы с ними живем, как-то взаимодействуем. Сейчас об этом вроде бы много говорится, в основном в связи с событиями, имеющими политической резонанс. Но памятники таят в себе более тонкие вещи. Например, снос и перемещения памятников – это манипуляции с памятью, а это важная часть процесса формирования сознания...»

Борис Караджев, режиссер
«КНИГА МОря»
5 июня, 18:00, Музей пермских древностей
Завораживающая, как сон, одиссея морских охотников Чукотки, в которой нет грани между реальностью и мифом. Старый охотник и сказочный человек-медведь, Хозяйка моря, отважный китобой, волки, касатки и великаны – герои нового эпоса, в котором люди и киты – одной крови, а культура, память и наследие предков вечны. Самое теплое кино о мире холода. Российский документалист Алексей Вахрушев представит картину в пространстве Музея пермских древностей.
«Все, что происходит с морзверобоями Чукотки на промысле, так или несколько иначе бывало прежде в этих широтах. Ведь цель охотника неизменна тысячи лет – добыть пищу для своей семьи, своего народа. Поэтому документальные сюжеты фильма архетипичны. Они происходят в XXI веке, но одновременно живут в памяти народа, фольклоре, литературе. Чтобы подчеркнуть непреходящий характер этих сюжетов, творческой группе понадобились четыре экспедиции в район Берингова пролива и метод наблюдения.

В основе анимации – миф «О женщине, которая родила кита», фундаментальный для культуры морских арктических зверобоев. Простая мысль о родстве людей и китов, связующей их «одной крови», их естественном и прочном единении – это основа традиционной культуры и особенных отношений охотников к морскому зверю.

Волшебная анимация «Книги моря» не просто дополняет суровую реальность и проясняет скрытые смыслы, она вполне самостоятельна и сделана мастерски. Миф рассказывают две сказительницы на двух национальных языках крайнего северо-востока Сибири: чукотском и эскимосском языке наукана, древнего поселения на мысе Дежнева, закрытого в годы холодной войны. В настоящее время на науканском языке говорят не более двадцати человек. Оригинальное звучание языков сохранено, сопровождено субтитрами»

Алексей Вахрушев, режиссер
«Книга моря» – официальный трейлер
«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НИЧЕМУ»
5 июня, 19:00, Музей СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА permm
Сатирическая документальная притча о Ничто, в которой Ничто, устав от непонимания, убегает из дома и обращается к нам в первый и последний раз. История, срежиссированная сербским документалистом Борисом Митичем, снятая шестьюдесятью операторами со всего мира и рассказанная голосом Игги Попа. Показ и обсуждение необычного медитативного дока пройдет в музее современного искусства PERMM.
«Современные документальные фильмы оказались в ловушке благих намерений, сведенной либо к гиперболизированным и часто манипулятивным жизненным укусам, либо к покровительственной морали во имя каких-то высших идеальных ценностей, которые не существуют на самом деле, либо, по крайней мере, не существуют в устойчивых количествах.

Также нет подходящих дискурсов, будь они консервативными, либеральными, катастрофическими или идеалистическими, которые могли бы обеспечить столь необходимый эпистемологический комфорт. Отсюда это путешествие в поисках Ничто, величественного и пугающего, неизбежного и далекого, всеобщего сироты.

Ничто как постоянная возможность новых начинаний, Ничто как постидеологическая дефляция, Ничто как кинематографический ответ всему и чему бы то ни было, за чем мы так запутанно бежим.

Я лично не чувствую пустоты в жизни, даже наоборот. Я помню свои лучшие футбольные движения еще в начале восьмидесятых; я с должным уважением относился к своим родителям, своей стране, большинству друзей и моей личной религии; у меня очаровательные дети, упругое тело и игривый ум.

Тем не менее именно осознание Ничто делает нашу жизнь еще более наполненной и обеспечивает самую честную основу для оценки нашего отношения и достижений, как личных, так и профессиональных, – и на самом деле не нужно быть гуру, физиком или философом, чтобы понять это.

Цель этого фильма – заставить каждого зрителя ощутить этот положительный потенциал Ничто по-своему, через чистое кинематографическое удовольствие. Если эта маленькая улыбка в уголках вашего рта останется до конца просмотра, миссия будет более чем выполнена.

Я был бы очень счастлив проявить этот фильм еще через 30 лет и закончить его в прекрасном возрасте 68 лет, но я не думаю, что от этого общая идея изменится. Я хотел создать визуальный эквивалент лучшей сатирической книги из когда-либо созданных, классической книги Эразма Роттердамского 1513 года «Похвала глупости», в которой Глупость ходит по миру, убеждая людей в том, что быть глупым – это гораздо умнее, чем быть умным. В этом фильме я хотел сделать то же самое через 500 лет, в наши новые Темные века, и с Ничто в главной роли»

Борис Митич, режиссер
«Похвальное слово Ничему» – трейлер
«АВРОРА»
6 июня, 20:00, бар «Совесть»
Аврора – суперзвезда из небольшого северного городка. В 16 лет она бросила школу и провела годы, путешествуя по миру. В 20 лет девушка оказалась на пределе своих возможностей. Действительно ли Аврора хочет такой жизни и есть ли у нее выбор, кроме как продолжать? Приглашаем на вечерний сеанс в «Совесть», чтобы отправиться в тур с норвежской певицей и пережить испытание популярностью.

Показ фильма организован при поддержке Посольства Королевства Норвегия в РФ
«Аврора бросила школу в возрасте 16 лет, хотя она никогда не мечтала сделать музыкальную карьеру – как этот факт повлиял на ее жизнь и будущее? История, которую мы хотим рассказать, не об опасностях славы, а о том, как Аврора живет своей жизнью и справляется со своим существованием. Мы постарались показать как положительные черты, так и недостатки, а также передать то, что ее жизнь полностью отличается от жизни нормальной 20-летней девушки.

Мы хотели наполнить фильм сильной визуальной составляющей и не побоялись приблизиться к нашей героине. Стремились задокументировать жизненные моменты и ситуации и дать зрителям возможность познакомиться с Авророй с помощью камеры – взгляда, который разные моменты и объективен, и очень личен. Зрители увидят мир Авроры ее глазами, а ее музыка станет важной частью фильма»

Стиан Сервосс, режиссер
«Аврора» – официальный трейлер